Консультация для педагогов: «Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов:
«Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста»
Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена элементарной трудовой деятельностью: чтобы начать то или иное занятие, надо приготовить рабочее место; закончив игру, убрать за собой игрушки; каждый день надо готовиться ко сну, аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид.
Все это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя — постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют все эти дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.
Если в группе установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заметить любое его нарушение и детям не приходится напоминать, подсказывать, требовать, так как у них легко формируется правильный навык, уважение к правилу: «Каждой вещи — свое место».
В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга.
Воспитание ответственности — важное дело, требующее терпения, педагогического мастерства. И необходимо, как можно раньше, воспитывать ответственность за выполнение порученного дела, желание сделать работу, чтобы было приятно всем.
У детей формируются элементарные формы сотрудничества: не мешать друг другу, уступать дорогу, спокойно ждать своей очереди и т.п. Необходимо постоянно напоминать детям, что они несут ответственность за выполнение своих обязанностей, которые они должны хорошо знать.
Дети младших групп еще не очень охотно трудятся, поэтому нужно терпеливо относиться к их желанию, используя разнообразные приемы: пояснения, указания, поощрение, объяснение, чаще проводить дидактические игры.
Воспитание ответственности в ходе трудовой деятельности детей невозможно без систематического контроля со стороны педагога.
Немаловажную роль в воспитании ответственности играет умение педагога научить детей договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей, свои умения с умениями других.
Детей старшего дошкольного возраста следует учить выполнять свою работу и наблюдать за работой своего товарища, в нужную минуту приходить ему на помощь; напоминать, что результат труда важен в работе.
Важно воспитывать у детей ответственное отношение к порученному делу, стремление сделать его качественно, довести до конца. Необходимо вызывать интерес у детей к живым объектам, научить ребенка ухаживать за каждым из этих объектов, чаще рассказывать об особенностях поведения и внешних признаках животных.
Таким образом, труд для детей дошкольного возраста — полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.