«ВЫРАСТИМ ДЕТЕЙ СИЛЬНЫМИ И ЗДОРОВЫМИ» — консультация руководителя физического воспитания
Современное общество, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Поэтому задача родителей и педагогов – с малых лет привить ребенку правильное отношение к своему здоровью.
Что такое здоровье? Это такое состояние организма, при котором функции всех органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
Уровень основных функций организма определяется характером поведения по следующим основным проявлениям жизнедеятельности ребенка:
- бодрое, спокойное, жизнерадостное настроение;
- хороший аппетит;
- засыпание быстрое, спокойное, сон глубокий, длительный;
- характер бодрствования – активный;
- индивидуальные особенности: общительный, веселый, любознательный, легко обучаемый.
Настроение. Каждый ребенок – индивидуальность. Как его понять? Современная наука советует взрослым чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир малыша, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его поступки. В наше время людям, и в особенности детям, так не хватает эмоционального контакта и понимания, возрастает детская жестокость, враждебность, агрессивность. Гнев, злоба. Месть как формы агрессивности разрушают взаимоотношения, вредят здоровью. У детей 5 – 7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, они часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Например, если у ребенка плохое настроение, один может тихонько поплакать в уголке, а другой выместит свою злобу на первом встречном ребенке с помощью кулаков.
Необходимо выяснять причины отрицательных эмоций детей, искать «рецепты хорошего настроения». Важно предоставлять детям возможность самим разобраться в конфликте и с достоинством выйти из него.
Второе основное проявление жизнедеятельности ребенка – это сон.
У здорового малыша он должен быть спокойным, глубоким, длительным, засыпание – быстрым. Когда ребенок не болен, у него хорошее настроение, он сыт, сон таким и является. Но в то же время, одним детям дневной сон необходим, а другие могут без него обходиться, особенно, если это дети старшего возраста. Все зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка, его темперамента.
Если ребенка силой заставить спать, — он, уважая ваш авторитет, подчиниться, но такой сон не принесет пользы, да и заснет малыш нескоро. Давая ребенку возможность просто спокойно полежать, мы даем ему время успокоиться, эмоционально отдохнуть, расслабиться. Как результат – даже те, кто обычно не спит, засыпают.
Хороший аппетит. У некоторых детей это – проблема. Прием пищи должен начинаться с красивой сервировки стола. Необходимо рассказывать о блюдах, которые ему подаются (название, из чего приготовлено).
Очень важно с малых лет приучить ребенка к культуре питания, обучить правилам этикета во время приема пищи. Это большой талант – быть приятным в общении, его надо воспитывать с самого раннего детства.
Еще одно проявление жизнедеятельности – это активность. Активность – естественная потребность всего живого. Активен любой малыш с самого раннего детства: он – маленький исследователь, он двигается и познает мир. Для развития мозга человека необходимо особое «питание» — информация. Эту информацию поставляют «разведчики» мозга: глаза зрительную, уши – вербальную, нос – обонятельную, рот – вкусовую, кожа – осязательную, мышцы двигательную.
Особенно велика в развитии мозга и интеллекта роль руки. Через руки проходит огромный поток информации. Чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать органы чувств и руки. Ребенок мыслит телом, движениями, поэтому «ловкий ребенок – умный ребенок».
Особое значение имеет такой важный компонент здоровья, как формирование гигиенических навыков. Необходимо учить детей правильно чистить зубы, умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, чистить обувь и одежду, складывать свои вещи. Нельзя забывать о привлечении детей к простейшему бытовому труду: вытереть пыль, подмести пол, ухаживание за цветами, домашними животными.
Ребенок должен постоянно ощущать в группе детского сада и дома физический и психологический комфорт. Давайте же вырастим своих детей здоровыми и сильными.
Уважаемые родители, запомните формулу:
«ЗДОРОВЫЙ = СЧАСТЛИВЫЙ».
ВЫРАСТИМ ДЕТЕЙ СИЛЬНЫМИ И ЗДОРОВЫМИ